Шибори своими руками: мастер класс для начинающих рукодельниц с фото и видео материалами. Японский узелковый батик - шибори Шибори в древней Японии

Шибори своими руками: мастер класс для начинающих рукодельниц с фото и видео материалами. Японский узелковый батик - шибори Шибори в древней Японии

Шибори (сибори) – это древняя японская техника окрашивания ткани. Её характерная особенность – особый способ прошивания, заматывания или завязывания участков полотна перед покраской. С этим связано другое называние рукоделия – узелковый батик. Подобные способы крашения существовали и в Индии и африканских странах. Научиться выполнять шибори сможет каждый своими руками, благодаря подробным мастер классам и видео урокам.

Чтобы добиться желаемого результата, рисунок будущей работы и схемы узелков тщательно продумывают заранее. После нанесения краски ткань расправляют, получая замысловатые орнаменты и оригинальные цветовые переходы.

Мастер-класс по окрашиванию ткани в технике шибори своими руками

Вариантов этой техники и разновидностей рисунков довольно много. Одна из разновидностей – комасу, которая позволяет создавать оригинальные геометрические узоры на шелковом полотне.

Материалы, необходимые для окрашивания:
  • Белая шелковая материя.
  • Шаблон для контуров рисунка квадратной формы.
  • Простой карандаш.
  • Иголка с ниткой.
  • Красители для ткани желаемых цветов.

Описание этапов работы:
Отрезок шелка нужно сложить вдвое. Квадратный шаблон можно сделать из подручных материалов, например, упаковки из-под компакт-диска. На ней нужно прочертить линию по диагонали.

Рисунок в виде треугольников размечаем карандашом и прошиваем по контуру. От частоты стежков зависит четкость узора. Для более резких очертаний стежки делают частыми, а для размытого контура – редкими. Завязывать и обрезать нить не нужно. Должно получиться как на фото:

Нитки туго затягиваем, собирая прошитые треугольники. Полученные «ушки» обматывают концами нитей. Частота обмотки и размер не перетянутой части так же влияют на количество краски, которое попадет внутрь узора.

Материалы, которые понадобятся для ленты: деревянная палочка; утюг; краска; шелковая ткань; средства окраски ткани.

Ткань смачиваем и выкладываем лентой, пропуская нить по складкам. Наматываем её на деревянную палочку. Красим по изгибу ленты кистью или губкой. После высыхания нужно прогладить ленту утюгом.

Для закрепления краски заворачиваем все в пленку и нагреваем на паровой бане. Для высвечивания можно использовать перекись водорода.

Валяние шерсти в технике шибори.

В этом мастер классе разберем процесс применения техники шибори в валянии на примере зеркала. Для работы понадобятся: шерсть, зеркальце, москитная сетка, пленка, полотенце и мыло, а так же игла.

Раскладываем квадрат на два плотных слоя шерсти размером как две стороны нашего зеркала. Начинаем валяние, но не доводим процесс до готовности.

Вышиваем рисунок, собирая шерсть в складки. Можно сделать лабиринт, спираль, насекомое и т. п.В центр можно поместить небольшую пуговицу или камешек, от которого будут отходить линии. В желобки так же можно поместить шерсть. Продолжаем валяние.

С изнаночной стороны вкладываем зеркало и оборачиваем заготовкой. Обшиваем периметр на расстоянии 1 см от края. Затягиваем нить и закрепляем ее. Срезаем неровные края на расстоянии около 5 мм.

Заваливаем края иглой. Небольшие кусочки шести рвем, смешивая волокна, закладываем их за край зеркала и заваливаем по-сухому.

Готовый комочек прикладываем, загибаем и приваливаем иголочкой.

Когда это проделано, можно немного завалять по-мокрому - чтобы следов от иглы не осталось.

Технику шибори можно использовать в беретах, шарфах, сумках и т.д. На сколько фантазии хватит.

Платки в технике шибори

Для этого мастер класса понадобится натуральный шелк или тонкий хлопок. Кроме этого будут нужны: краски для шелка, ватный тампон, шприц или кисть, резинки, емкости для краски и воды. Пластиковые бутылки, разрезанные вдоль, прекрасно подойдут для окрашивания и сушки.

Описание работы над платками
Отрезки ткани для платков нужно свернуть или связать. Первый платок сложен пополам дважды.
Второй связываем узлами. Третий обмотан вокруг банки, обернутой целлофаном, и стянут резинками (можно стянуть нитками).
Четвертый платок связан узлами по углам и посередине.

Заготовки смачиваем в воде и отжимаем. Можно приступать к окрашиванию. Какие бы схемы окрашивания вы не выбрали, последовательность нанесения цветов всегда будет одинаковой - от более светлых красок к темным тонам.

  • Для первого платка краска трех цветов наносится послойно – желтая, оранжевая, коричневая.
  • Для второго платка – желтый и зеленый цвета.
  • Для третьего – желто-зеленый, бирюзовый и синий.
  • Для четвертого платка – бежевый и коричневый.

Окрашенный батик посыпаем солью. Оставляем сушиться, не разворачивая (около суток).
Проглаживаем готовые изделия утюгом. Для закрепления некоторых красок этого достаточно, другие нужно закреплять паром.

Видео по теме статьи

Для тех, кто хочет разобрать процесс окрашивания более подробно и почерпнуть новые идеи для творчества, мы подготовили подборку видео уроков:

Содержимое

Все кто начинают заниматься батиком или хоть раз увидели расписанную скатерть или картину в стиле «батик», задают один и тот же вопрос: «как это сделать»?

Разнообразие техник батика

Техник существует несколько, и каждая техника отличается своей сложностью, эффектом полученного изображения, используемыми материалами и приемами.

Горячий

Самой древней считается горячая техника батика. Нужно заметить, что горячий батик - это еще и самая сложная техника рисования по ткани. Но и полученный эффект будет соответственным: интересным, ярким и запоминающимся. Именно поэтому мастера говорят, что если горячий батик понравился, от него потом очень трудно отказаться.

Горячим такой батик назвали не просто так. Вся суть в том, что работа выполняется с воском, парафином, стеарином, расплавленными на огне и поэтому очень горячими. Можно использовать смесь этих компонентов. Материал наносится на ткань до того как успеет остыть, при помощи специальной кисточки из твердой щетины. Обычная кисть не подойдет, так как попросту расплавится.

Существует и специальное приспособление - чантинг. Вот как оно выглядит:

На области, покрытые воском, краска не накладывается. Освоив технику, можно достичь потрясающих эффектов «лепки» цветов, заключающихся в сочетании прокрашенных и непрокрашенных мест полотна. Помимо этого, с помощью техники горячего батика создаются красивые эффекты «кракелюр» или «кракле».

После завершения работы воск с ткани удаляется горячим утюгом и старыми газетами.

Холодный

Более простой способ - холодный батик.

Такая техника изобретается гораздо позже, с развитием химической промышленности, и значительно упрощает работу тех, кто занимается батиком, но не любит работать с горячим воском, вытравливать его с готового шедевра и прочие заковырки.

При холодном батике вместо воска используют разные резервы и контуры, созданные специально для батика. Сегодня они продаются в большинстве художественных магазинах и специализированных интернет-магазинах.

Значительно облегчает работу по этой технике то, что здесь нет необходимости нагревать материал, удалять воск после завершения работы, снова наносить его.

Сегодня мастера могут изготовить специальный состав, не позволяющий краске вытекать за границы изображения (резерв), самостоятельно, в домашних условиях.

В магазинах продаются всевозможные контуры и резервы, самых разных цветов, вплоть до бесцветного (смывающегося). Это, кстати, очень удобно, достаточно одной стирки, и след от карандаша смоется вместе с резервом, оставив чистую, белую полоску, которая сама по себе хорошо ограничивает и выделяет цветовые пятна.

Батик по холодной технике можно наносить с помощью специальной стеклянной трубки. Даже есть определенный резервирующий состав, такие выпускает, например, фирма «Хобби».

Узелковый

Начинающие мастера могут остановиться именно на этой технике батика.

Суть ее состоит в следующем: на ткани, при помощи нити, беспорядочно или, соблюдая определенный рисунок, завязываются узлы.

Некоторые мастера формируют неожиданные рисунки с помощью того, что нашлось под рукой - пуговицы, камешки, шарики. Всего того, что не боится высокой температуры, так как впоследствии, прикрепленный к ткани предмет, нужно будет кипятить в красящем растворе.

Очень красиво в технике узелкового батика будут смотреться скатерти, салфетки, футболки или платья.

Роспись по-сырому

Роспись по-сырому является разновидностью свободной росписи. Такие работы отличаются красивыми эффектами плавного перехода от одной краски к другой, что создает некую «воздушность» рисунка.

Существует несколько видов такой техники:

  • Натянутая и увлажненная ткань посыпается сухим красителем. Чем его будет меньше, тем нежнее и незаметнее будут цветовые переходы.
  • Кисть с краской ведется прямо по увлажненному полотну, формируя рисунок самостоятельно и не прибегая к помощи готовых шаблонов.

Шибори - это техника росписи ткани, пришедшая к нам из Японии. Увлекательный процесс росписи ткани в технике шибори позволяет создать удивительные фактуры на ткани порой совершенно непредсказуемые. Техника шибори проста и может быть выполнена без предварительной подготовки и художественных навыков, это одна из техник узелкового батика.

Сегодня мы будем создавать вот такой шибори платок на шелке с помощью пластиковой трубы.

Материалы для работы:

Я решила сделать на одной трубе сразу два платочка на атласном шелке и на полупрозрачном эксельсиоре.

Ход работы:

1 этап - складываем платок косынкой и наматываем на трубу, при этом старайтесь, чтобы намотка была очень тугой. В тех местах где будет намотка останутся не прокрашенные участки ткани, что создаст тот самый рисунок, который нам нужен на батик платке.


2 этап - делаем сборку ткани гармошкой на трубе, очень плотную.


Важно, чтобы труба была с гладкой поверхностью, иначе сборка не получится. Нужно приложить некоторые усилия, чтобы плотно сжать шелк. Все эти манипуляции делаем для того, чтобы в местах сборки платка ткань не прокрасилась.

3 этап - приступаем к окрашиванию. Когда все готово для росписи платка, в тарелочке наводим раствор краски, разбавляя краситель водой при необходимости.



Окрашивание также можно проводить путем погружения трубы в краску, но при этом имеет место большой расход краски, кроме того, такой платок будет долго сохнуть и может слишком сильно окраситься. При таком способе рискуем не получить должного рисунка на платке, поэтому я предпочитаю метод окрашивания кистью.

4 этап - Оставляем ткань просохнуть на сутки. Важно, чтобы наш шибори платок хорошо просох, так как при размотке сырого платка можно безобразно перепачкаться в краске и испачкать ткань в местах, где она не прокрасилась.


5 этап - самый волнующий этап - что же у нас получилось в итоге? Можно снимать платочек с трубы, аккуратно разматывая веревку. Далее необходимо закрепить краситель на ткани паром и простирать платок в щадящем мыльном растворе, чтобы смыть излишки краски с ткани.

Вот какой рисунок получится на одном из платков. Я решила дополнительно задекорировать его серебристым контуром.


А второй платочек подвергся еще многократному окрашиваю в технике узелкового батика и выглядит теперь так:


На этом позвольте завершить мастер-класс, удачных Вам экспериментов и творческих неординарных успехов в технике батик!

Существует множество рукодельных техник, освоив которые, мы приобретаем навыки, которые позволяют расширить границы наших знаний о тканях, нарядах, истории костюма и других замечательных вещах. История батика насчитывает не одно тысячелетие, и надо сказать, что освоив это искусство, вы сможете не только стать обладателем оригинальнейших вещей, которые можно носить и дарить.

В ряду многочисленных стилей батика особенно выделяется сибори (или более привычное уху, хотя и несколько ошибочное - шибори). Придумали его японцы, чье искусство работы с текстилем общеизвестно.

Считается, что батик попал в Японию намного позже, чем например, в Китай, но не смотря на это, именно японцам удалось настолько усовершенствовать эту технику нанесения рисунков на ткань.

Историки костюма считают, что способ рисования на ткани с использованием защиты отдельных ее участков появился в Японии в 8 веке. Через несколько столетий спустя в обиходе японских текстильщиков появилось слово "санкэчи", перевести его можно как "три способа украшения ткани". Именно этот термин обобщил все техники окрашивания тканей, которые были известны в то время.

Первый способ назывался "рокэчи" - окрашивание воском. Расплавленный воск наносился на ткань в виде рисунка, а после этого ткань окрашивали. Все области, которые были защищены воском оставались неокрашенными. Второй способ назвали "Кйокэчи", что означало окрашивание складыванием. Это был один из вариантов окраски тканей с использованием трафаретов. А третий способ назвали "кокэчи" и именно он стал своеобразным прообразом сибори. Участки ткани, которые должны были остаться неокрашенными защищали с помощью завязывания или заматывания нитками. Именно этот способ окраски тканей считается самым древним.

Технику сибори можно освоить самостоятельно, благо, что знатоков этого вида окрашивания тканей довольно много. Не смотря на то, что приходится завязывать очень большое количество узелков, это очень увлекательный процесс. В классическом варианте сибори для затягивания узелков используется специальная подставка с металлической петлей-фиксатором, это приспособление позволяет делать затяжки быстро и аккуратно.

После завершения процесса окрашивания и сушки, узелки распускают. Если они сделаны по всем правилам, они распускаются практически сами, главное знать, за какую ниточку тянуть. Рисунок, полученный в результате этих манипуляций будет совершенно уникальным и сохранится даже после многочисленных стирок. Палантины, шарфы, панно, платья, юбки и блузки, даже постельное белье можно окрашивать в технике сибори.

Роспись ткани

Узелковый батик (он же шибори, он же тай-дай) как самый красивый способ испачкаться:))

Нам понадобится: ткань (лучше натуральный шелк или тонкий хлопок), краски для шелка (подробнее описано далее), кисточка или ватный тампон, или шприц для нанесения краски, нитки, резинки, вспомогательные емкости (сушить, для воды, для краски и т.д.), и средства скоростной уборки и защиты (салфетки, клеенки и т.д.)
В конце процесса, конечно же утюг, и, если краски закрепляются паром, бачок-бумага-нитки-плита. Но об этом позже.

Первым делом стираем ткань (здесь шелк кремового цвета).

И готовим рабочую поверхность.
Защищаем стол клеенкой, или используем подручные средства. Я разрезала бутылки вдоль. На них буду окрашивать и сушить.
Очень удобно, кстати. Сушить долго, если нужно попереносить с места на места по дому - легко это сделать, а еще, если бы это был условно поднос, его не везде можно поставить, а узкие бутылки - на любом подоконнике или полке.

Потом нужно ткань сложить или связать.
У меня - четыре кусочка примерно 50*50 см.

Первый сложен просто "пополам и пополам и пополам", и перевязан нитками (на фото второй слева).
Второй связан узелками от угла (на фото третий слева)
Третий связан так - сложен немного наискосок, обмотан вокруг жестяной банки, которая обернута целлофановым пакетом, и поверх, довольно туго натянуты резинки, но можно и нитками, можно шнурки - эксперименты наше всё.
Четвертый (на фото первый слева) связан узлеками - узелки по углам и один узел из середины платка.

В складочки, под тугие нитки-резинки, краска не проникнет, и получатся шикарные, непредсказуемые узоры.
А способом складывания Вы можете примерно "расположить" эти узоры в нужном направлении.
В одном МК советовали веревку перед завязыванием обтереть свечкой - это логично, так как окрашиваться под такой веревкой ткань не будет, но иногда достаточно и туго завязанной нитки.

После того, как шелк связан, смачиваем в воде (полностью) и отжимаем.

И начинаем окрашивание.

Первый платок.
Красители под запаривание. Краска довольно концентрированная, немного разбавляю водой.
Первый "слой" - желтый.


Второй - оранжевый.


Третий - коричневый.

Платок второй.
Красители те же.
Сначала желтым, потом немного зеленым.



Третий платок.
Сначала желто-зеленым, потом бирюзовым, синим.



Четвертый платок.
Красители, которые закрепляются утюгом.
Если наносить такую краску очень густо, и не разбавляя водой, на ткани будут неприятные "уплотнения", и, как правило, резко темнее или насыщеннее по цвету.




Первый "слой" бежевый, и второй - коричневый.
ВСЕГДА ОКРАШИВАЕМ В ТАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: сначала более светлый цвет, позже, на меньшей поверхности, более темные цвета.


Теперь сыпем солью. Солонкой ли, щепоткой ли,ее не должно быть слишком много.


И, НЕ РАЗВОРАЧИВАЯ, оставляем примерно на сутки до полного высыхания.

Если ткань чуть недосохла, разворачиваем, развешиваем за уголочки и в развернутом виде досушиваем. Если ткань развернуть, пока она еще влажная, краска может растечься, и красота вся уплывет.

Проглаживаем утюгом.

Для закрепления красок, которые закрепляются утюгом (четвертый платок) этого вполне достаточно. Прогладить, довольно тщательно, и можно стирать (ручная стирка в теплой воде без отбеливающих веществ, и не сильно тереть)
Чтобы разгладить мелкие-мелкие складки, после стирки, прогладить платок нужно тогда, пока ткань еще влажная.


Что касается красок, которые закрепляются паром.
Конечно, Вы можете экспериментировать - не стирать, или стирать, не закрепляя (что-то да и останется), но лучше всего закрепить над паром.

И вот что в итоге получилось:

Первый платок:

Второй платок:

Третий платок:

Четвертый платок.

Сравните узоры, которые получаются при разных красителях. С термозакрепляемыми (под утюг) - более мелкие, мраморные, эффект соли лучше заметен, хотя узлы по размеру были одинаковые, и ткань тоже.
С активными красителями (которые закрепляются паром) - плавные переходы цвета, краска лучше растекается там, где завязаны веревки.

Ну вот и они:

Теперь можно наслаждаться не только процессом, но и результатом. 

просмотров