Развитие ребенка в год: советы родителям. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев Что необходимо девочке в 1 год

Развитие ребенка в год: советы родителям. Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев Что необходимо девочке в 1 год

К году малыш должен уже знать около 12 слов. Ваша задача - обогатить словарный запас крохи. Как это сделать? Читайте ему как можно больше сказок, стихов. В книгах обязательно должны быть яркие картинки. Так, ребенок будет видеть рисунок и слушать вас, тем самым он будет сопоставлять изображения с действиями, которые вы будете рассказывать. В этом возрасте дети уже понимают все то, что говорят ему взрослые, только не могут ответить. Поэтому спрашивайте мнение вашего малыша о прочитанном вами, пусть он будет отвечать непонятно, зато так будет развиваться его речь.

Специальные игры также помогут вам. Показывайте ребенку на картинке корову; изображайте, как она мычит. То же касается и других животных. Здесь вам на помощь могут прийти развивающие мультфильмы.

Разговаривайте с малышом без сюсюканий: он повторяет за взрослыми, копирует их модель поведения, поэтому может начать произносить слова неправильно. Постоянно общайтесь с крохой, даже если он вам не будет отвечать. Он должен слышать правильную речь взрослых, только так ребенок быстро заговорит.

Познание окружающего мира

Годовалые дети познают окружающий мир. Ваш ребенок стал ползать по шкафам, под кроватями, и ему интересны многие вещи? Радуйтесь, ведь так он делает новые для себя открытия. Ни в коем случае не ругайте кроху, а дайте возможность исследовать все интересующие его предметы. Не забудьте убрать все мелкие вещи, в противном случае ребенок может проглотить их.

Физическое развитие

Приучайте малыша делать зарядку. Пусть это будут не нудные упражнения, а веселые танцы под динамичную музыку. Так, ребенку будет обеспечен заряд бодрости на целый день. Также не забывайте про закаливающие процедуры, благодаря которым повысится иммунитет малыша.

Развитие мелкой моторики рук

Необходимо развивать мелкую моторику рук малыша, для этого давайте ему разные по формам и размерам предметы. Пусть он щупает их, переворачивает, перекладывает из рук в руки. Купите специальные игрушки, например, лабиринты с бусинками. Передвигая их, у малыша будет развиваться мелкая моторика.

Прогулки

Гуляя на улице с ребенком, объясняйте ему все, что происходит вокруг. Например, расскажите о проезжающем трамвае, играющих котятах, деревьях, растениях, домах и т.д. Учите малыша различать цвета, формы, размеры; понимать предназначения тех или иных предметов.

Пусть кроха бегает, играет в песочнице, общается со сверстниками. Объясняйте ему, как можно поступать, а как нельзя. Вам только кажется, что карапуз еще пока ничего не понимает, на самом же деле это не так.

В общем, детки с папой отправились к бабушке, а я решила немного доделать домашние дела (наконец-то сняла снежинки с окон и огоньки), помыть голову и можно выходить. В итоге все доделала, пошла в душ, помыла голову, смываю. И в этот самый момент в квартире пропал свет, как потом оказалось света не стало на всем районе. Вода резко становится горячей, в ванной темень.

В общем, как то я выбралась из душа, потом на ощупь выключила воду и пошла искать телефон с фонариком. Дома темнота, холодно, так как я перед душем пооткрывала все окна, чтоб проветрить квартиру. С фонариком, конечно, стало более уютно. Через минут 30 свет включили Но вот без света одна в квартире да еще и в ванной, не очень приятные ощущения, скажу я вам.

Что ж, вернемся к детям и их развитию

С сынулей мы уже прошли этот этап, а доченьке сейчас 1 год и 8 месяцев. И с рождением второго ребёнка понимаешь недочёты, которые допускал в воспитании первого. Что-то корректируешь и добавляешь новшества. Кроме всего прочего появляется много новых игр, методик для деток. Вот про все это я и расскажу Вам сегодня.

Но прежде чем начинать заниматься ранним «образованием» малютки, давайте разберёмся, чем чадо интересуется в этом нежном возрасте. Ведь можно накупить кучу хлама, который будет благополучно пылиться в углу и ждать, когда дитя созреет. А когда подойдёт момент, мы про это забываем. Находим вещи, когда кроха уже подрос и этим не заинтересуется. У Вас такое бывало? У нас да. Покупали не мы, а друзья, знакомые. Конечно, это не платья, но из игрушек детки тоже вырастают. И для каждого возраста ― свои предпочтения.

А теперь давайте прогуляемся по списку, что карапуз любит делать дома и каковы его увлечения:

  • ходить по дому, с любимым атрибутом в руках;
  • прятать вещички, например, под палас и находить;
  • складывать пирамидки из 2 ― 3 кубиков, и сразу ломать строение;
  • закидывать погремушки в коробки, манеж, ящички;
  • копировать жесты и интонацию взрослых;
  • исполнять просьбы: показывать картинки, приходить, когда зовут по имени, приносить предметы;
  • залезать на диваны и кресла (падать по неосторожности!)
  • двигаться под музыку

Замечали за своими чадами? Моя доча очень любила и любит магнитики с холодильников, там у нас цифры. Так мы научились считать до 5. Недостаток лишь в том, что когда подходишь к холодильнику и открываешь его, она подкрадывалась и пыталась закрыть дверь. При этом зажимая человека между дверью и самим холодильником! Но это больше комичный момент, чем досадный. Детишки любят порядок. Раз дверь была закрыта, нечего туда лезть, температуру нагонять!

Что должно быть в доме

В зависимости от интересов маленького существа, нужно обеспечить присутствие в доме необходимых предметов:

  1. Конечно, наше родительское внимание. Малыша нужно ориентировать в пространстве, показывать новые вещи, рассказывать о свойствах.
  2. Ёмкость для сбора игрушек должна быть под рукой. Я давала небольшую коробочку с погремушками, и бумажный прочный пакет. Вещи перекладывались из одного в другой.
  3. Книги с интересными картинками. Когда дитя будет тут ориентироваться, по Вашей просьбе он будет показывать персонажей. Ну или просить взрослого на своём «тили-мили-трямском» языке рассказать сюжет.
  4. Коробки с крышками, плотные жестяные банки с крышками.
  5. Паласы на полу, плотно зафиксированные мебелью. У нас под ними сокровищница магнитов, которые мы ищем.

В такой важный период формируется , память и фантазия. Поэтому должны тренироваться мелкая и крупная моторика, внимание к крупным и мелким деталям. В этот процесс вовлекайте в обязательном порядке, проживающих с Вами родственников. Ведь малышок знает людей поимённо.

Хорошо поставить любой игрушечный предмет на полку и показать его деточке. Обязательно комментируя: «Машенька, а где наш мишутка? Вот он спрятался!». Через время посадить медведя на другую полку, и задать тот вопрос. Это требуется для восприятия предмета, а не места, где он должен находиться. Очень хорошо тренируется кругозор. Дитя понимает, что мишка может быть везде где угодно и начинает его поиски!

Это элементарные вещи, через которые дитя познаёт мир. Но хорошо запастись и нужными игрушками. Какими? Сейчас изложу.

Набор из самых важных игрушек

Годик для детей, период активного интереса ко всему происходящему. Малыш увлечённо наблюдает за происходящим, копирует, изучает. Почему квадратный куб не лезет в круглое отверстие? Методом проб и ошибок постепенно всё получается. Но родительская помощь необходима, кто ещё объяснит все тонкости. Работа каждодневная и напряжённая. Запасёмся терпением и развивающими игрушками!

  1. Домик по размеру карапуза. В продаже есть пластмассовые , стоят дороже, а есть тряпочные с каркасом ― подешевле. Очень увлекательная забава залезать и вылезать оттуда. Тренируется координация, мышление. Спрячьте туда куклу, крохотуле будет вдвойне интересней! Этот совет приемлем при знакомстве детёнка с новым местом. Вдруг он опешит и не захочет туда лезть? А любимая кукла послужит мотиватором!
  2. Игровые комплексы. Если позволяет место и средства, это великолепный вариант для улучшения ловкости и крупной моторики. Туда могут входить и горки для катания , и качели, и лестницы.
  3. Коврики для массажа ножек. Можно купить, а можно пришить пуговицы на ткань, тот же эффект. Есть ещё коврики сборные с различными картинками. Это своеобразные крупные пазлы, малыш собирает части воедино и потом использует для ходьбы.
  4. Пирамидки. Легендарные крупные колечки, одевающиеся на палочку. Это изучение цвета и размера деталей.
  5. Конечно, рисование и лепка для мелкой моторики.
  6. Книги играют неотъемлемую роль в воспитании чада. С года до 3 лет формируется активно и пополняется словарный запас. Поэтому читайте своим крохам как можно больше!

Мультфильмы

Когда маленький человечек начинает видеть окружающий мир дальше 25 см (не дальше 25 ― 30 см младенец видит при рождении) его начинает интересовать телевизор. Происходит это ещё до года, месяца в 3. В этот период категорически запрещаются программы телевидения. Но в годик допускается смотреть познавательное видео около 15 минут в день. Хотя некоторые врачи высказываются против, ограничивая просмотр телевизора до 3 лет.

Мы включали развивающие мультики, когда нам исполнилось 1,5 года. Полностью исключить телевизор не получилось, так как у нас есть старший братик, который иногда не прочь посмотреть Лунтика или Робокара. Понемногу, конечно. У нас выходит по 2 серии Лунтика и 1 Робокара или 3 Лунтика. Даже есть выбор. Но мы с мужем телевизор больше не смотрим и не включаем вообще.

Очень интересный мультфильм tiny love. Тут маленькие зрители знакомятся с простейшими понятиями: привет ― пока, цвета, животные, день, вечер, ночь, утро. Доступный и простой вариант, интересующий малыша. Главная идея мультфильма ― меняющиеся картинки и сюжет. Ведь непоседы устают от однообразия. Происходит знакомство с новыми понятиями. Посредством сюжетов новые знания закрепляются.

Подручные средства для обучения

Дитя изучает окружающий мир, поэтому все средства для этого хороши. Как я уже писала, вовлекайте в процесс домочадцев. Рассказывайте карапузу, кто есть кто, какого цвета у бабушки платье, что она делает на кухне. Если малышок обратил внимание на лампочку, расскажите, что это светит огонёк, покажите, как включается. Такие простые, на первый взгляд вещи, вызовут восторг.

А для игр используйте:

  1. Крупу
  2. Прищепки
  3. Посуда (деревянная, пластмассовая)
  4. Старая сумка

Крупа

С крупой можно проделывать разные манипуляции. Например, высыпать манку в таз, спрятав там погремушку. Можно выставить перед непоседой фасоль, гречку, чечевицу. На листе бумаги раскатать пластилин, пусть туда втыкает крупинки. Ещё интересный совет: надеть носки малышу, во вторую пару насыпать гречку и одеть на ножки. Пусть так походит полчасика. Отличный массаж стоп!

Прищепки

Подойдут нетугие, маленькие. Они одеваются на кусок картона, предложите малышку их снять.

Посуда

Этот атрибут хорош глубокого размера. Можно что-то пересыпать, перекладывать и т. д. Когда купаете сорванца, посуду можно применять, чтобы переливать водичку или поливать на себя.

Старая сумка

Вот это подарок судьбы для маленького исследователя! Только вытащите оттуда все свои вещи. А положите ту же погремушку или небольшого зайчика. Пусть ищет. Можно туда наложить много забавных вещей.

Роль книги

В этом нежном возрасте книга должна тренировать у карапуза речь, логику, наблюдательность. Прекрасный вариант с иллюстрациями о животных, временах года, частях суток.

  1. Наталья Чуб «Ладошки» . Читатель знакомится с героями ― животными. Различные упражнения на мелкую моторику и логику, разноцветные иллюстрации. Стишки и рассказы увлекают малышка и дарят массу позитивных эмоций.
  2. Орлова А. «Яблочки ― пятки» . Детская книга собрала забавные стихи, песни и потешки. Они достаточно коротенькие, интересные и добрые.
  3. Гвидо Генехтен «Кто где?» . Издание можно использовать и для обучения счёту, и для рассматривания красочных иллюстраций. Логические вопросы, например, нужно найти, кто собирается на день рождения? Маленький читатель должен найти зверушку с подарком и в колпаке.
  4. Савушкин С. «Первые шаги, первые слова» . На одном развороте находятся текст и изображение. Логические задачки для деток, обучающие числам, тренирующие интеллект. Всё очень гармонично представлено.
  5. Жукова Л. «Моя первая книга» . Это настоящая энциклопедия для малютки. Окружающий мир с растениями, животными, природой. Яркие крупные изображения интересуют и тренируют внимание и память.

Кроме таких изданий, можно приобрести несколько журналов с наклейками, русские народные сказки. В этом возрасте ребёнок уделяет большое внимание тому, что видит. Поэтому вариант с хорошими иллюстрациями то, что нужно!

Игры для годовалых карапузов

Формирование мыслительных процессов и интеллекта происходит очень активно в годик. Обеспечьте малютку удобным игровым местом. Обязательно приобретите столик и стульчик. Сейчас время творить и изучать! Рисование, первое творчество из пластилина, простейшие конструкторы. Не забывайте о тренировке речевого аппарата. С года до двух лет количество произносимых слов увеличивается с 15 до 100. Возможно, больше.

В игровой форме тренируйте мелкую моторику и делайте артикуляционную гимнастику. Серьёзные манипуляции малыш пока не произведёт, но повторить простейшие сумеет.

  1. Продемонстрируйте, как выглядывает и смотрит влево, вправо, вверх, вниз. Комментируйте весёлой прибауткой.
  2. Тренируйте лёгкие. Дуйте кусочки бумажки на столе, в тазу с водой. Можно так разнообразить купальные процедуры, запустив в ванночку бумажный кораблик.
  3. Приобретите интересные магниты и магнитную детскую доску . Хороший вариант для мелкой моторики.
  4. Простейшее занятие ― прятки. Далеко уходить надобности нет. Просто набрасываете платок на голову или закрываете глаза руками.
  5. Обучайте ловить мячик. Показывайте, как мяч катится, отскакивает от пола.

Простые правила доставят деточке море позитива и пользы. А Вы получите удовольствие от совместного времяпровождения.

На этом, дорогие родители, позвольте попрощаться. Если Вы пока не подписались на обновления, сделайте это, чтобы быть в курсе новых интересных статей! А также поделитесь с нашими читателями в комментариях как Вы развиваете своих деток и что их интересует в годовалом возрасте.

Прошел целый год с того дня, как в вашей жизни и вашем доме появился крохотный комочек счастья. Что же это такое - ребенок в 12 месяцев, каким он стал и что его ждет впереди? Закончилось беспокойное время младенчества, он вырос, сделал свои первые шаги и успел уже проявить свой характер. Научился хмурить брови и заливисто смеяться, освоил первые навыки общения и уже многое умеет делать самостоятельно. Что же дальше, чему теперь учить годовалого ребенка, каким должен быть его вес, чем кормить, как правильно развивать – на эти вопросы мы и постараемся дать ответы.

Физическое развитие годовалого малыша

Первое, что, конечно же, волнует маму - физическое развитие малыша. Задумываясь, как развит ее ребенок, она невольно сравнивает его с другими детьми: худенький или полненький, крепко стоит на ножках или еще неуверенно. Чтобы развеять возникающие сомнения, обратимся к среднестатистическим показателям.

Заглянув крохе в ротик, мы увидим там 12 крепких молочных зубов. Если их меньше, не переживайте - развитие ребенка к 12 месяцам часто идет по индивидуальному плану. Обеспечьте в рационе малыша витамин D, фосфор и кальций - зубки вырастут.

Вес колеблется между 10 и 11 килограммами (последняя прибавка перед взвешиванием составляет не менее 350 граммов). Таким образом, ребенок к 1 году должен набрать около 7 килограммов. Посмотрим на рост. Для ребенка 12 месяцев он должен составлять 72-77 сантиметров, за последний месяц прибавка в росте должна равняться 1,5 сантиметрам. Заметим, что после годика его физические параметры будут меняться медленнее, ведь малыш начнет больше двигаться.

Новые самостоятельные действия

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Как правило, ребенок в 1 год начинает ходить. Расширяются и другие его действия, связанные с окружающей обстановкой. Вертикальное положение обогащает физические навыки крохи, а ум великого исследователя толкает к их применению.



В годик кроха активно изучает окружающий мир: он уже не так сильно зависит от мамы, поэтому за ребенком нужно следить - он может оказаться где угодно
  • Твердо стоять на ножках и делать первые шаги (рекомендуем прочитать: ). Если ваш ребенок стоит плохо и охотнее ползает, стоит показать его педиатру. Врач установит причину подобного поведения и даст полезные рекомендации. Возможно, вам придется пройти курс специального массажа. Серьезного повода для волнения нет, но желательно, чтобы к годику ребенок уверенно становился на ноги.
  • Человечек в 12 месяцев пытается освоить залезание на диван и сползание с него. Учится подниматься и спускаться по ступенькам лестницы. Если залезает он легко, то при спускании может проявиться страх, основанный на сформированном инстинкте самосохранения. Помогите крохе, подскажите, как сделать это правильно, чтобы в дальнейшем не развить в ребенке фобию.
  • Самостоятельность проявляется и в желании самому держать ложку. Малыш может перекладывать ее из одной руки в другую, пробует брать ею кашу или пюре, учится кушать сам.
  • Среди новых навыков появляются такие, как зачерпывание воды, открывание шкафов, дверей, ящиков, снятие бус через голову, разрывание бумаги на кусочки. Купаясь, он может брызгаться не только руками, но и ножками. Научившись твердо стоять, он может попробовать вылезти из ванны. Никогда не оставляйте его одного во время купания.

Познание через подражание и активное участие

Подражание взрослым для годовалого ребенка – естественный процесс познания мира. Если вы делаете по утрам зарядку, малыш будет повторять за вами гимнастические упражнения, пойдет за папой на кухню и станет помогать ему что-нибудь ремонтировать. Здесь важно, чтобы пример был правильным и полезным.

  • Тактильный способ изучения предметов сохраняется у маленького человечка 1 года. Кроме того, он все еще старается попробовать на вкус то, что взял в руку. Теперь, когда он может самостоятельно перемещаться по дому, внимательно следите за тем, что попадается ему на глаза и в руки - уберите подальше мелкие и опасные вещи, чтобы ребенок не смог их проглотить или засунуть себе в нос и уши.
  • Долгое время обозревая мир из положения лежа или у мамы на руках, к годику бывший младенец готов стать центром вселенной. У ребенка 12 месяцев развитие идет бурными темпами (см. также: ). Ему хочется во всем принять участие, он хочет быть полноправным действующим лицом. Если ему что-то запрещают или куда-то не пускают, кроха способен показать характер и высказать свое недовольство сердитым ворчанием или криком. Тут он тоже копирует вас.
  • Важный предмет личной гигиены ребенка 12 месяцев – ночной горшок. Большинство родителей знакомят с ним малыша раньше, если же вы еще не приучили ребенка к нему, воспользуйтесь рекомендациями, данными на нашем сайте.


Прямо в доме малыша подстерегает не меньше опасностей, чем на улице, поэтому родители должны принять меры: купить заглушки на розетки, убрать из нижних ящиков острые предметы, лекарства

Речь, эмоции и поведение

Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона. Главное его желание при этом - чтобы мама и папа его поняли. Научитесь понимать свое чадо, тем более что при нехватке слов ребенок может дополнить свою речь жестами.

Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук. Если ваше чадо упорно молчит, обратитесь к видеоурокам доктора Комаровского. В них подробно выясняются причины такого молчания и даются советы, как исправить положение.

Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.

Маме следует понять, что перед ней уже человек, а не младенец. Научитесь хвалить мальчика или девочку за хорошее поведение, говорите им «спасибо», подавая личный пример вежливости. Запаситесь развивающими играми и побольше читайте малышу, чтобы в его речи появлялись новые слова.

Чем кормить ребенка в 1 год?

Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора - малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.



Годовалый малыш может потихоньку переключаться на взрослую пищу, однако не вредную, а полезную, которая поможет ему активно полноценно развиваться

Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами. Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.

Здоровье и личная гигиена

Посещение педиатра с ребенком в 1 год – это обязательная процедура. Врач проводит физиологические измерения (рост, вес, объем грудной клетки и окружность головы), берет анализы. Специалисты (ортопед, невролог, хирург) проверяют малыша по своим направлениям. Обязательно посетите офтальмолога и стоматолога, чтобы не упустить никаких мелочей в развитии ребенка. Личная гигиена малыша состоит из:

  • умения умывать ручки и лицо, попыток почистить зубки;
  • обязательного мытья рук после улицы и перед едой;
  • вечернего купания или ополаскивания под душем;
  • личных предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка, расческа).

Вопрос о вакцинации решается с педиатром. Последнее время ведутся многочисленные споры о целесообразности и безопасности прививок. Многие детки хорошо переносят различные прививки, но всегда сохраняется риск индивидуальной непереносимости. Обсуждать что-то по слухам ошибочно, лучше проконсультироваться с врачом. Самостоятельно решать вопросы об отказе от вакцинации не стоит. Подробно тема прививок освещена в других материалах нашего сайта.

Время летит незаметно… Ваш малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, - кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Рост и вес годовалых детей в среднем составляют:


Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов - «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как яйца, макароны, каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная), нежирные сорта мяса, рыбы, овощи (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос), хлеб, сухарики, печенье, сливочное/растительное масло, молочные и кисломолочные продукты (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко), зелень (укроп, петрушка). Различные ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Меню ребенка в 1 год

  • 09:00 - молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 — суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 — творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 — картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 — грудное молоко или кефир.
Просмотров: 25672 .

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает .
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

просмотров